Изменение порядка оплаты за обращение с ТКО в 2019 году

Алдохин 190331С начала 2019 года многие из вас уже заметили изменения в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг, связанные с данными на оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Возникает резонный вопрос: с чем это связано и законно ли это?

В России приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все владельцы жилья. Он носит характер публичной оферты. Его проект размещается на сайте компании. Заключить договор можно также в офисе регионального оператора.

Собственник не может отказаться от заключения договора с региональным оператором. Об этом говорится в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) и в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Часть 5 статьи 30 ЖК РФ говорит о том, что собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Платёж за обращение с ТКО выделен из общей строки оплаты жилищах услуг. С 2019 года плата за обращение с ТКО становится самостоятельной коммунальной услугой (как отопление, водоснабжение, электроснабжение), и поэтому на неё распространяются все требования, применяемые к коммунальным услугам (осуществляется индексация, услуга регулируется специальными правилами формирования стоимости и пр.)

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты – ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

С учетом положений жилищного законодательства, в том числе Правил № 354, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО (пункт 148(30) Правил № 354).

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных:

  • в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека,
  • в других — исходя из расчета на квадратный метр,
  • в-третьих — возможны оба случая.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых — устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

В перспективе нормативы должны быть откорректированы с учетом работы новой системы обращения с отходами и реального (более точно) понимания объектов образования отходов, которые на сегодняшний день в стране отсутствуют, так как данная работа раньше не велась.

В соответствии с этими правилами и ЖК РФ, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

При этом можно сделать перерасчет. Например, если человек находился в отъезде, если члены семей собственников жилья учатся или работают в других городах.

В то же время при начислении платы за обращение с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, перерасчет сделать нельзя. Законодательством Российской Федерации такой порядок не установлен.

Имеются особенности оплаты обращения с ТБО собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме, а также для юридических лиц.

Основание:

  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354);
  • Правила обустройства мест накопления ТКО (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039)
Эта запись размещена в теме: Коммунальные услуги, Нормативное регулирование и в метках: , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *