Об уступке права (требования) по платежам за жилое помещение и коммунальные услуги

Алдохин_201019Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России обратил внимание на следующее.

Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 214-ФЗ  статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) дополнена частью 18, устанавливающей, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным.   

Вновь введенная норма направлена на социальную защиту прав граждан, поскольку уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору.

В то же время агентский договор — это соглашение об оказании услуг, на основании которого одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (статья 1005 ГК РФ). Агент может лишь выполнять ряд порученных ему действий, совершаемых в интересах кредитора. Ответственность за действия, направленные на истребование задолженности при этом несет профессиональный участник рынка жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, частью 18 статьи 155 ЖК РФ введено ограничение оборотоспособности права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в целях обеспечения законности указанных требований и ответственности ресурсоснабжающих организаций.

Жилищное законодательство не лишает ресурсоснабжающую организацию права привлекать третьих лиц для совершения юридических и фактических действий по взысканию задолженности за оказанные коммунальные услуги и не запрещает правовые конструкции, в том числе агентские договоры, направленные на сбор денежных средств, при которых ресурсоснабжающая организация не выбывает из правоотношений. Круг лиц, с которыми ресурсоснабжающая организация вправе заключать такие договоры, также не ограничен.

Основание:  Письмо Минстроя России от 14.10.2020 N 41140-ОЛ/04 «О разъяснении положений части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации»

 

Эта запись размещена в теме: Коммунальные услуги, Уступка (права) требования и в метках: , , . Bookmark the permalink.

1 комментарий: Об уступке права (требования) по платежам за жилое помещение и коммунальные услуги

  1. Ника написал(а):

    ООО «Р» должно предприятию, находящемуся на общей системе налогообложения (далее также — организация), 20 000 000 руб. Дебиторская задолженность образовалась за реализованный ООО «Р», но не оплаченный товар. Срок исковой давности еще не истек. На 10 000 000 руб. в 2019 году был начислен резерв по сомнительным долгам, как в бухгалтерском, так и налоговом учете. ООО «Р» не ликвидировано, не находится в процедуре банкротства. В настоящее время предприятие планирует уступить право требования указанной задолженности за 5 000 000 руб. Как отразить уступку права требования в бухгалтерском и налоговом учете при наличии резерва по сомнительным долгам?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *